Геосинтетические материалы в дорожных одеждах
При строительстве автомобильных дорог приходится решать широкий круг сложных инженерно-строительных задач, связанных с повышением несущей способности грунта или дорожного покрытия, создания дренажных систем, укрепления оснований и склонов сооружений. Эти вопросы значительно усложняются при производстве работ на слабых грунтах.
Перспективным решением данных проблем и, как показывает мировая практика наиболее экономически целесообразным, является использование геосинтетиков – полимерных строительных материалов, способных выполнять разнообразные функции в составе дорожных конструкций:
-
повышение прочности и несущей способности дорожных одежд;
-
строительство дренажных и фильтрующих систем;
-
гидроизоляция, теплоизоляция, разделение конструкционных слоев дорожных одежд;
-
укрепление откосов с целью защиты от водной и ветровой эрозии;
-
защитные слои для обеспечения общей устойчивости крутых откосов и грунтовых стен.
Следует отметить, что наиболее эффективно применение геосинтетических материалов на слабых (переувлажненных, торфяных, сыпучих) грунтах в районах со сложными гидрогеологическими условиями, в частности в зоне расположения вечномерзлых грунтов.
Известно, что для обеспечения требуемой надежности дорожной одежды необходимо, в первую очередь, устройство достаточно прочного основания. Даже значительное увеличение толщины слоя покрытия не обеспечивает надежную работу дорожной одежды на «слабом основании», работающем в условиях переменного водно-теплового режима и многократного приложения высоких эксплуатационных нагрузок. В процессе строительства и при воздействии эксплуатационных нагрузок активно происходит взаимопроникновение материалов конструктивных слоев, что и предопределяет в конечном итоге перерасход материалов верхних наиболее дорогих слоев дорожной одежды.
Один из способов обеспечения требуемой прочности и надежности нежестких дорожных одежд это армирование основных несущих слоев из крупнозернистых материалов (щебня, ЩПГС) высокопрочными синтетическими георешетками.
При устройстве щебня поверх георешетки происходит его заклинивание в ячейках и образуется слой, способный воспринимать растягивающие напряжения. При этом практически исключается проникание щебня в нижележащие слои и тем самым отсутствует его перерасход при уплотнении покрытия.
Использование геосинтетических материалов в дорожном строительстве предоставляет ряд важных преимуществ, таких как:
-
снижение материалоёмкости за счёт применения нетрадиционных конструкций и, следовательно, уменьшение затрат на такие строительные материалы как песок, щебень, гравий, а также транспортные расходы;
-
снижение трудозатрат;
-
использование местных грунтов и дорожно-строительных материалов;
-
сокращение сезонных ограничений для дорожно-строительных работ;
-
повышение технологических возможностей при сооружении земляного полотна и дорожных одежд;
- повышение культуры производства и достижение более высокого уровня качества строительства.
Геосинтетические материалы являются перспективными строительными материалами, применение которых обеспечивает высокий уровень конструктивных решений, технологии строительства, культуры производства, выполнения экологических требований к сооружаемым объектам, а также необходимую прочность и надежность дорожных конструкций.
Компания «ТехПроектСервис» осуществляет контроль качества строительства автомобильных дорог.